Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»

Адрес457396, Российская Федерация, Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый, Заводская, д. 6

Контакты администрации 83513396181 n-kaolin_school@mail.ru

Литературное чтение

Здравствуйте, ребята! Уроки проводим дистанционно. 

 

 

6 апреля

Тема: С.Д. Дрожжин "Родине"

Анализ произведения с. 133-134 . Ответить на вопросы с. 135. Научиться выразительно читать. Видео выслать на электронную почту или в группу 4 класс.

Д/З.  с.133-134 выразительное чтение, р/т вариант 17.  прислать отчёт.

8 апреля.

Тема: А.В. Жигулин "О Родина! В неярком блеске..."

Анализ текста с 138, выделение в нём основной мысли, поиск необходимой информации в произведении, ответы на вопросы.

Д/З. с 138 выучить наизусть

10 апреля

Тема: Обобщение знаний. 

Работа по учебнику с. 142. Ответ на вопросы.

Д/З. Рассказ -сообщение "Родина" или "Мой прадед"  Прислать отчёт.

13 апреля.

Тема: Проект. 

Выбрать тему проекта на с. 140. Составить план проекта. Найти информацию в учебнике, в интернете. Определите как будете представлять свой проект (литературный вечер,  книга воспоминаний или фотомонтаж), соответственно подготовить необходимый реквизит (иллюстрации, пригласительные билеты и т.д.)

Д/З. с. 140-141 проект. Отчёт выслать.

15 апреля

Тема: Оценка достижений.

Выразительное чтение текстов, анализ текстов, понимание особенностей поэзии, выражение своих чувств, выборочное чтение. Ответ на вопросы № 4, 5, 6.

Д/З. р/т вариант 18.

17 апреля.

Тема: Знакомство с новым разделом. Е.С.Велтистов "Приключение Электроника"

Познакомиться с произведением с. 144-149, ответить на вопросы.

Д/З. Составить рассказ "Мой друг Электроник"  Прислать отчёт.

 

20 апреля.

Тема: Е.С.Велтистов "Приключение Электроника"

Работа над содержанием текста. Зачитывание,составленных рассказов. Чтение рассказа по ролям.

Д/З. С.144149 пересказ, р/т вариант 18

22 апреля.

Тема: К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

– А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.

  1. Работа над произведением.

 Учащиеся читают рассказ «Кустики».

– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?

– Какой представили себе Алису?

– Чем вас привлекает эта девочка?

  1. Ответы на вопросы учебника (с. 157).

Д/З. Подготовить краткий пересказ произведения.

24 апреля.

Тема: К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

– Мы уже много узнали о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, познакомились с её близкими, друзьями.

– А сегодня мы прочитаем рассказ о том, как Алиса встретила саму себя. Да-да! Это кажется странным и удивительным? Возможно. Но только не для Алисы!

– Что сильнее всего ужаснуло Алису?

– Как это её характеризует?

– Что вы хотите сказать о каждом из членов корабля?

– Что вас особенно заинтересовало?

Д/З. прочитать один из рассказов об Алисе ; подготовиться к сочинению на тему «Моя любимая книга» 

29 апреля.

Тема: К. Булычев «Путешествие Алисы». Сочинение "Моя любимая книга"

Вам было задание прочитать любимую книгу и подготовиться писать о ней сочинение.  Вы прочитали эту книгу. Можете рассказать о чём она. Эта книги привлекла вас чем-то своим, но одинаково в них то, что вам было интересно их читать, их герои и события остались в вашей памяти, ваших сердцах.

Попробуйте сейчас, когда вы будете рассказывать о том, почему именно эта книга стала вашей любимой, рассказать о ней таким образом, чтобы нам (всем остальным) захотелось тоже прочесть эту книгу.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся пишут сочинение на черновик, высылают учителю. Учитель консультирует детей индивидуально.

Д/З. Переписать сочинение, по желанию красочно оформить работу; подготовиться к обобщающему уроку по теме «Страна Фантазия».

6 мая

Тема: Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.

(Самостоятельная работа учащихся.)

  1. Мы осторожно выкопали ... кустов.

а) восемь                   б) пять                      в) шесть

  1. Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...

а) лечебные цветы

б) удивительные цветы

в) светящиеся цветы

  1. Механика звали....

а) Желтый                 б) Красный               в) Зеленый

  1. Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...

а) швабру                   б) щетку                    в) метлу

  1. Для борьбы с кустиками хотели применить...

а) огнемет                  б) пулемет                 в) водомет

  1. Кустики победила Алиса при помощи...

а) ведра                     б) лейки                     в) шланга

  1. Кусты бродили по песку и искали...

а) воду                       б) солнце                  в) еду

  1. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...

а) чай                        б) морс                      в) компот

Работа по теме урока

  1. Конкурс «Расшифруй фразы»

—   Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами в страну Фан­тазию. Но прежде чем отправляться куда-то, необходимо вспомнить народную мудрость. А заключается она в чем, как вы думаете? (Конечно, в пословицах и поговорках.)

Во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Вам нужно их узнать и объяснить смысл. 

  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
  • Скорость движения обратно пропорциональна пройденному рас­стоянию. (Тише едешь дальше будешь.)
  • Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увели­чивается в два раза. {Друг в беде — дважды друг.)
  • При увеличении числа идущих в два раза расстояние, которое требуется пройти, во столько же раз сокращается. (С хорошим по­путчиком — половина дороги.)
  1. Конкурс «Узнай автора»

—  Первой научно-фантастической публикацией этого писа­теля стала повесть «Приключения на дне моря». (Евгений Серафимович Велтистов.)

—  Какое его произведение вы читали? («Приключения Элек­троника».)

—  Назовите настоящее имя Кира Булычева. (Игорь Всеволодо­вич Можейко.)

—  Какие произведения, написанные им, вы знаете? (Повести и рассказы из цикла «Алиса» о девочке из будущего Алисе Се­лезневой.)

  1. Викторина «Воплощение в жизнь»

—  Что из того, о чем писали Е.С. Велтистов и К. Булычев, уже воплотилось в жизнь?

  1. Конкурс «Обращения»

—  Кто из героев произведений мог бы обратиться к нам с та­кими словами?

  • «Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?» (Карлсон.)
  • «Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?» (Алиса. Из произведения «Алиса в Зазеркалье».)
  • «Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана?» (Электронике)
  • «Огнемета Зеленому не давай. Я постараюсь запереть их в отсеке». (Отец Алисы.)
  • «Пожалуйста, нарисуй мне барашка». (Маленький принц.)

Д/З. Нарисовать рисунки к любому произведению.

8 мая.

Тема: Внеклассное чтение. «Салют, Победа.»

 - Какая дата приближается?

 - Когда началась отечественная война?

 - Почему её называют Отечественная?

 - Сколько времени длилась война?

 - Какие города- герои вы знаете?

 - Почему им дали такое звание?

 - Как страна готовится к празднованию?

 - Что такое "Бессмертный полк"?

 - У кого родственники участвовали в ВО войне?

 - Что вы можете рассказать о них?

 - Почему этот праздник называют "Радость со слезами на глазах".

 Чтение книг, которые дети приготовили

Д/З. Выучить стихотворение о войне.

13 мая.

Тема: Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

Краткий обзор биографии Дж. Свифта

Джонатан Свифт — величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Будучи двоюрод­ным братом поэта Джона Драйдена, Свифт обучался в колледже Святой Троицы в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дис­циплины. Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые значительные сатирические произведения — «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубли­кованы в 1704 г. Когда в 1699 г. Темпль умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где серьезно занимался политикой и литературой.

В «Путешествиях Лемюэля Гулливера» (1726) сатирический талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная любовь к языку вы­лилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер, а увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недоверие к теоретической науке проявилось в сатирическом изобра­жении Великой Академии в Лагадо, пародии на Лондонское королевское общество.

Ничто не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия которую он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».

Работа над произведением «Путешествие Гулливера»

— Прочитайте название произведения на с. 160 учебника.

Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свиф­та «Путешествие Гулливера». Главный герой - английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас. 

-  Как называлась страна, в которую попал Гулливер?

-  Как назывался народ этой страны?

-  Объясните значение слов.

КОЛЧАН— (футляр для стрел).

ВРАССЫПНУЮ — (в разные стороны (о разбегающихся)).

МАЛЬЧИК-ПАЖ — (молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе).

Какое слово вошло в наш язык благодаря Дж. Свифту и что оно означает? (Лилипут — человек очень маленького роста, карлик.)

Домашнее задание: с 160-166, нарисовать иллюстрации к нему.

15 мая.

Тема: Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Продолжение работы по теме урока

—  Сейчас проверьте себя, хорошо ли вы знаете текст. Найдите вопрос 5 на с. 166 учебника. Не заглядывая в текст, вставьте пропущенные слова.

(Самостоятельная работа.)

—  На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз одни и те же слова? Зачем он это делает?

—  Какие еще детали позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера?

—  Были ли у них причины бояться Гулливера или они просто были трусами?

—  Рассмотри иллюстрации, которые вы принесли на урок. Выбери, подходящие для составления плана. 

 Приготовьтесь пересказать текст от лица Гулливера. 

Домашнее задание: с. 167-172 пересказ

18 мая.

Тема: Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

Проверка домашнего задания

Выполните те­стовые задания.    

  1. Когда Гулливер проснулся, было уже совсем...

а) темно                    б) светло                   в) холодно

  1. Гулливер был похож на ..., которую поймали в сеть,

 а) щуку                     б) акулу                     в) рыбу

  1. Крошечный человечек был ростом...

а) в три пальца

б) в два пальца

в) в четыре пальца

  1. Самый смелый подкрался к лицу Гулливера и потрогал копьем его...

а) нос                        б) брови                    в) подбородок

  1. Человечки подкатили к руке Гулливера бочки с вином.

Их было...

а) две                         б) три                        в) пять

  1. Сонный Гулливер не сбросил с себя маленьких прыгунов потому, что...

а) они ему не мешали

б) он не мог

в) он пожалел их (Просмотр фрагмента мультфильма «Путешествие Гулли­вера».)

Знакомство с биографией Г. Х. Андерсена

Ганс Христиан Андерсен — знаменитый датский писатель, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник. В Копенгагене во время обучения в гимназии он уже обратил на себя внимание публики несколькими стихотворениями, так что его имя пользовалось значительной известностью уже в 1828 г. при поступ­лении его в университет.

Г.Х. Андерсен писал драматические произведения, оперы, пьесы для театра и др. В 1835 г. увидели свет «Сказки, рассказанные детям». Их автор, прославившийся несколькими «взрослыми» сочинениями, и помыслить не мог, что именно сказки — столь несолидный, «несерьез­ный» жанр — сделают его имя всемирно известным и любимым. Андерсен считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имевшими особой литературной ценности. Тем более что в тот же самый год в про­дажу поступил первый роман писателя «Импровизатор».

Свою жизнь Г.Х. Андерсен описал сам сначала на немецком язы­ке и более пространно — на датском. Весной 1861 г. он в четвертый раз посетил Рим, а в 1862 г. — главные города Испании, откуда предпринял поездку в Африку. По возвращении из Африки Андерсен более не вы­езжал из Копенгагена, тяжело заболел в 1872 г. и умер 4 августа 1875 г. «Собрание сочинений Г.Х. Андерсена» издано на датском языке в 23 то­мах, на немецком языке — в 50 томах. Сказки Г.Х. Андерсена много раз переводились и издавались на русском языке.

Работа над сказкой «Русалочка»

(Чтение сказки учителем и учащимися от начала на с. 167 учебника до слов «К утру буря стихла» на с. 172.)

—  Объясните значение слов.

КОРАЛЛЫ— (1) морской полип, живущий обычно большими ко­лониями на возвышениях морского дна; 2) ярко-красный, розовый или

белый камень).

ЯНТАРЬ — (окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев).

САН— (1) звание, связанное с почетным положением; 2) звание служителя христианского религиозного культа).

ФЕЙЕРВЕРК— (во время торжеств, празднеств высоко взле­тающие из ракеты декоративные огни).

ВАЛ— (1) длинная земляная насыпь; 2) очень высокая волна).

Домашнее задание с. 167 - 180

20 мая.

Тема:  М.Твен «Приключения Тома Сойера»

. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством М. Твена

—  Сегодня мы познакомимся с отрывком из повести «При­ключения Тома Сойера». Известна ли она вам?

—  Кто герой этого произведения?

—  Знаете ли вы что-нибудь об авторе? Сэмуэл Ленгхорн Клеменс — что вы знаете об этом писателе? Это настоящее имя Марка Твена. 

Краткий обзор биографии М. Твена

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмуэл Ленгхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.

Родился он в семье провинциального адвоката, детство провел в ма­леньком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошел учени­ком в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к приключениям записался добровольцем в армию южан, но прослужил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старателем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рассказами начал приобретать некоторую ли­тературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Клеменсу исполнилось тридцать.

А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, новые книги...

Марк Твен написал множество книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Он оставил более 25 томов произведений.

 

 Работа по теме урока Работа над отрывком из «Приключений Тома Сойера» 

—  Каковы ваши впечатления от прочитанного?

—  Подберите синонимы к словам.

БОЙКО (живо, проворно).

ВОССЕДАТЬ (сидеть, посиживать).

ЛЮБОПЫТСТВО (пытливость, интерес).

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ — (удивительный, дивный, потрясающий,

ошеломляющий, разительный, головокружительный, умопомрачи­тельный).

—  Подберите антонимы к словам.

УКРАДКОЙ — (открыто, явно).

 РАСТЕРЯННЫЙ- (находчивый).

—  Объясните выражение «почтительная робость перед новым божеством...». (Томробел перед новенькой девочкой, которую успел полюбить.)

Домашнее задание с. 194-200 выразительное чтение.

22 мая

Тема:  С.Лагерлеф «Святая ночь»

Проверка домашнего задания

—  О чем произведение Марка Твена?

—  Как можно озаглавить этот отрывок?

—  От чьего лица ведется рассказ?

—  Какие детали убеждают вас в том, что действие происходило много лет назад и в другой стране?

—  Что вас удивило, заинтересовало?

—  Что вы узнали о Томе?

—  Как можете охарактеризовать его? (Проказник, хитрец, вы­думщик, любит приключения, сообразительный, любознатель­ный, настойчивый и т. п.)

—  Что вы думаете о Бекки? Почему?

—  Какие уловки придумывал Том Сойер, чтобы подружиться с Бекки Тэтчер?

—  Рассмотрите иллюстрацию на с. 195 учебника. Какими изо­бразил детей художник?

—  Совпало ли ваше представление с представлением иллюст­ратора?

—  Посмотрим отрывок из художественного фильма по этому произведению.

—  Понравился он вам? Захотелось прочитать все произведение целиком?

 

Работа по теме урока

  1. Кроссворд

— Прежде чем мы перейдем к изучению произведения нового автора, предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Установленный текст, произносимый при обращении к Богу или святым. (Молитва.)
  2. Служитель бога, исполнитель его воли и его посланец к лю­дям. (Ангел.)
  3. Скорбь, глубокая печаль. То же, что несчастье. (Горе.)
  4. У христиан: праздник рождения Христа. (Рождество.)
  5. Нарушение религиозных предписаний, правил. (Грех.)
  6. Содержит хваление, благодарение Богу. (Псалтырь.)
  7. Канун церковного праздника Рождества, а также Крещения. (Сочельник.)
  8. Щипковый музыкальный инструмент в виде большой тре­угольной рамы с натянутыми внутри ее струнами. (Арфа.)

- Какое слово получилось по вертикали? (Лагерлеф.)

  1. Знакомство с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

Шведская писательница Сельма Лагерлеф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урожденной Ловизы Валрот было пятеро детей, и Сельма была четвертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она целый год не могла ходить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая рассказывала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жадно читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую высшую жен­скую педагогическую академию в Стокгольме и закончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом.

Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень популярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей она на­чинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс. Ей не только присудили первую премию, но и предложили напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподава­тельской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который вышел в свет в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомится с писательницей Софи Элкан, кото­рая становится ее ближайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной королем Оскаром II, и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе.

Роман получил высокую оценку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищущих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смогла в 1904 г. выкупить свое родовое имение. В этом же году она получила золотую ме­даль Шведской академии. Два года спустя был опубликован ее знамени­тый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Шве­ции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф — «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них со­четается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Некоторые ее романы были эк­ранизированы.

Лагерлеф умерла в своем доме в возрасте 81 года.

Работа над произведением «Святая ночь»

(Чтение текста на с. 201—208 учебника учителем и учащимися.)

—  Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

Домашнее задание: с. 201 - 208 выразительное чтение, ответить на вопросы.