Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»

Адрес457396, Российская Федерация, Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый, Заводская, д. 6

Контакты администрации 83513396181 n-kaolin_school@mail.ru

Окружающий мир

Уважаемые родители! Задание детям дано до 10 апреля. Проконтролируйте, пожалуйста! Решайте ВПР  на платформе "Учи.ру". Все ученики класса знают, как зайти и что решать. Ваша задача: контролировать своих детей. Вместе мы справимся. Спасибо! Ответы тестов высылать мне.

 

7 апреля

Тема: Отечественная война 1812 года

Прочитать с.  1112 - 117, ответить на вопросы.

Тест 51. Отечественная война 1812 года

А1. С кем сражались русские солдаты в 1812 году?

  1. с немцами 3) с французами

  2. со шведами 4) с американцами

 

А2. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

  1. А.В.Суворов 3) М.И.Кутузов

  2. Ф.Ф.Ушаков 4) Д.В.Давыдов

 

А3. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

  1. у села Бородино 3) у Полтавы

  2. у реки Непрядвы 4) под Москвой

 

А4. Кто был во главе защитников Курганной высоты во время Бородинской битвы?

  1. Д.В.Давыдов 3) Н.Н.Раевский

  2. М.И.Кутузов 4) А.В.Суворов

 

В1. Почему было принято решение отдать Москву Наполеону?

  1. русские солдаты не хотели сражаться

  2. русское командование хотело сберечь армию

  3. армия Наполеона была сильнее

  4. главнокомандующий русской армией был тяжело ранен

 

С1. Что позволило русским победить армию Наполеона?

  1. на войну с врагом поднялся весь народ

  2. русские солдаты храбро сражались и проявили высокие боевые качества

  3. армия Наполеона была слабее

  4. весь мир помогал русской армии сражаться с Наполеоном

 

Тест 51. Отечественная война 1812 года

А1. С кем сражались русские солдаты в 1812 году?

  1. с немцами 3) с французами

  2. со шведами 4) с американцами

 

А2. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

  1. А.В.Суворов 3) М.И.Кутузов

  2. Ф.Ф.Ушаков 4) Д.В.Давыдов

 

А3. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

  1. у села Бородино 3) у Полтавы

  2. у реки Непрядвы 4) под Москвой

 

А4. Кто был во главе защитников Курганной высоты во время Бородинской битвы?

  1. Д.В.Давыдов 3) Н.Н.Раевский

  2. М.И.Кутузов 4) А.В.Суворов

 

В1. Почему было принято решение отдать Москву Наполеону?

  1. русские солдаты не хотели сражаться

  2. русское командование хотело сберечь армию

  3. армия Наполеона была сильнее

  4. главнокомандующий русской армией был тяжело ранен

 

С1. Что позволило русским победить армию Наполеона?

  1. на войну с врагом поднялся весь народ

  2. русские солдаты храбро сражались и проявили высокие боевые качества

  3. армия Наполеона была слабее

  4. весь мир помогал русской армии сражаться с Наполеоном

Д/З. р/т с. 39-42. Отчёт выслать.

9 апреля запланирован урок в виртуальном классе с 16.00 до 16.30. Ссылка будет в чате.

9 апреля

Тема: Страницы истории XIX.

С. 122-126, ответить на вопросы, р/т с.42-45.

Д/З. Задание от учителя на платформе" Учи.ру".

14 апреля

Тема: Россия вступает в XX век

Самостоятельно прочитать с. 127-135,  ответить на вопросы.

Онлайн-урок посмотреть на платформе "Учи.ру"

Д/З. р/т 46-48. Отчёт выслать.

16 апреля.

Тема: Страницы истории 1920 - 1930-х годов.

С. 136 - 139 учебника

Познакомиться с понятием СССР.

Знать когда образовался Союз Советских Социалистических Республик. (СССР)

Какова была жизнь страны в 20 - 30 годы?

Уметь описывать исторические события  в начале XX века в России.

Д/З. р/т 48-49. Отчёт выслать.

21 апреля.

Тема:  Великая Отечественная война и Великая Победа

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории че­ловечества — это мировые войны, в них были втянуты все круп­нейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.

—  Вы узнали это место? Что вы можете о нем рассказать? (Это место находится в Москве, памятник Неизвестному Солда­ту, в День Победы люди возлагают цветы к Вечному огню.)

—  Верно, ребята, это мемориал «Могила Неизвестного Сол­дата». На надгробии - боевое Красное знамя, солдатская каска и лавровая ветвь — символы скорби и почести, от­литые из нестареющей меди в память о наших солдатах, погибших в боях во время Великой Отечественной войны. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

—  Сколько лет миновало со дня окончания Великой Отечест­венной войны?

—  Какие книги о Великой Отечественной войне с фашистски­ми захватчиками вы читали?

1 сентября 1939 г. фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Две­надцать европейских стран были захвачены фашистами.

В 4 ч утра 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тя­жело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не толь­ко выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа пол­ководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, AM. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза.

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади сол­даты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Побе­ды Г.К. Жуков.

  1. Блицопрос
  • На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
  • Когда фашистские войска подошли к Москве? (В конце ок­тября.)
  • Когда Советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)
  • Где одержали первую победу? (Под Москвой.)
  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Ученики выполняют задание в р/т №2 на с. 50—51,

—  Как вы подписали фотографии? (Битва под Москвой, бои за Сталинград, блокада Ленинграда, День Победы.)

Д/З.  с. 140-146, р/т с. 50 № 1, № 4  Узнать о ветеранах войны своей семьи.

23 апреля. 

Тема:  Страна, открывшая путь в космос.

  1. Блицопрос
  • Когда началась Вторая мировая война? (В 1939г.)
  • Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? {22 июня 1941 г.)
  • Кто руководил захватом нашей Родины? (Адольф Гитлер.)
  • Какая битва стала первым поражением врага? (Битва под Москвой.)
  • Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)
  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
  • Когда Советская армия перешла в наступление? (В 1942 г.)
  • Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 г.)
  • Когда территория Советского Союза была полностью осво­бождена от захватчиков? (В 1944 г.)
  • Когда начался штурм Берлина? (В апреле 1945 г.)
  • Кто им руководил? (Г.К. Жуков.)
  • Какой день стал Днем Победы? (9 мая.)
  • Сколько человек потеряла наша страна в этой войне? (Свы­ше 27 млн.)
  • Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? (4 года.)

—  Отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звезд. (Ракета.)

—  О чем будем говорить на уроке? (Наверное, о космосе.)

—  Прочитайте тему урока («Страна, открывшая путь в космос».)

—  Что можете сказать? (Наша страна первой проложила дорогу к звездам.)

—  Что вы уже знаете по этой теме? 

—  Прочитайте текст на с. 147. Что нового вы узнали из этого текста? 

—  Какое событие произошло в 1957 г.? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)

—  Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил космический полет.)

—  Как назывался его космический корабль? («Восток».)

12 апреля 1961 г. весь мир облетело новое ошеломляющее известие — впервые в космо­се человек! Им был Юрий Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.

Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спут­ники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ли­квидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции ис­пользуются в качестве космических баз. С февраля 1986 г. на око­лоземной орбите находилась станция «Мир». Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 г. эта станция была затоплена в океане.

В 1970—1980-е гг. Советский Союз стал все больше и боль­ше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Жизнь народов нашей страны не улучшалась, а постоянно ухудшалась. Советский Союз распался на суверенные государства и в 1991 г. прекратил свое существование.

Работа по учебнику. С. 148-149

р/т  № 1, №3 на с. 52—53.

Д/З.  с. 147—152, № 4 на с. 53 р/т

Подготовиться к проверочной работе «Героическая летопись России» на с. 53 рабочей тетради.

28 апреля.

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения.

  1. Тест
  2. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян

б) западных славян

в) южных славян

  1. Пергамен - это материал для письма из:

а) березовой коры

б) телячьей кожи

в) папируса

  1. Как назывался город, который стойко и упорно сопротив­лялся монголам?

а) Новгород               б) Киев                     в) Козельск

  1. Как прозвали московского князя Ивана Даниловича?

а) Калита

б) Красное Солнышко

в) Невский

  1. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?

а) Мелетий Смотрицкий

б) Василий Бурцов

в) Карион Истомин

  1. Кто призвал русских людей в начале XVII в. постоять за род­ную землю?

а) Кирилл и Мефодий

б) Минин и Пожарский

в) царь Федор

  1. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатери­не II был воздвигнут памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Суворову

в) Петру Великому

  1. Кто в 1790 г. стал командующим Черноморским флотом?

а) Ф.Ф. Ушаков

б) А.В. Суворов

в) М.И. Кутузов

  1. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г.

б) в феврале 1917 г.

в) 7 ноября 1917 г.

  1. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г.

б) 9 мая 1945 г.

в) в 1939 г.

Ученики работают на с. 54 рабочей тетради, пользуясь учеб­ником (с. 211-216). По «Страничкам для самопроверки» оцени­вают свою работу.

В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но все в государстве делалось так, как они приказывали. Прошло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали избирать правительство сами. Выбранное правительство обязано было управлять делами государства, исполняя конституцию страны.

Конституция — слово латинское и означает «устройство», «установление». Конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, правила их избрания, обязанности рядовых граждан и их права. Первой демократической конституцией стала Конституция Соединённых Штатов Америки. Так стали законом свобода слова, печати, собраний, свобода верить в того бога, какого себе избрал. Законом гарантировалась неприкосновенность личности. Церковь была отделена от государства, т. е. уже не могла вмешиваться в управление страной.

Конституция - это главный закон государства. Какой бы закон ни принимали, он не может противоречить конституции. За этим следит конституционный суд. Он отменяет решения законодателей, нарушающие конституцию.

В  1918 г. была принята Конституция РСФСР. В ней было записано, что вся земля, ее недра, фабрики, заводы передаются в руки народа, а власть переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Утверждалось равноправие граждан независимо от их национальности и пола.

До конца 1991 г. в Советском Союзе жили по Конституции, которая была принята в 1977 г. Она была шагом вперед по сравнению с предыдущей конституцией, однако основная роль в управлении государством отводилась не народным Советам, а коммунистической партии. Это сдерживало развитие демократии в стране, ограничивало возможности людей отстаивать свои права.

За время, пошедшее после объявления Россией своей незави­симости, ее конституция не раз изменялась и дополнялась. В ней все больше внимания стало уделяться правам человека. Многие вопросы теперь решаются не в «центре» - Москве, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, ее краях и областях. Многими правами наделены городские, поселковые, сель­ские органы власти. В этом году граждане будут голосовать за поправки и изменения в Конституции.

  1. Первичное закрепление

Работа по учебнику С. 156-158

—  Что означает слово «федерация»? (Союз, объединение.)

—  Что такое конституция? (Основной закон страны.)

—  Что она определяет? (Устройство нашего государства.)

—  Что такое законы? (Это правила, обязательные для всех жи­телей страны.)

 Работа по новой теме 

    Декларация—  Что это такое, узнайте из текста на с. 159 учебника.

—  Как вы поняли, что такое Декларация прав человека и для чего она нужна? 

Всеобщая декларация прав человека провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По решению Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.

ООН — международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

—  Знаете ли вы, какой праздник отмечают 1 июня? (День за­щиты детей.)

В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это важный документ - Конвенция о правах ребенка.

—  Прочитайте текст на с. 161—162 учебника, запишите пра­ва ребенка.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кон­венцию о правах ребенка, которая сегодня является международ­ным законом. Конвенция закрепляет равные права детей и под­ростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

Статья 1 Ребенок - это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2 Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3 В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4 Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем междуна­родного сотрудничества.

Статья 6 Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

Статья 9 Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.

Статьи 28 и 29 Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обуче­ние обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 31 Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполняется задание 2 на с. 55. (Федерация — союзное государ­ство, конституция основной закон страны, декларация документ, защищающий права человека.)

—  Запишите на с. 55, какие народы живут в нашей стране. (Русские, татары, буряты, якуты, башкиры, калмыки, авар­цы, ингуши, балкарцы, карелы, удмурты, ненцы, эвенки и др.)

—  Какие права ребенка должны быть защищены законом? Выполните задания 6, 7 на с. 59.

  3. Подведение итогов урока

Берегите Россию —нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

За небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию —нет России другой!

К. Синицын

Д/З.  с. 156—163 учебника, р/т № 1,4, 5, 8 с. 55, 58—59 

30 апреля.

Тема:  Мы - граждане России.

. Блицопрос

 - Что такое конституция? (Основной закон страны.)

 - Что такое законы? (Правила, обязательные для всех.

- Главный документ, защищающий права человека. (Всеоб­щая декларация прав человека.)

 - Когда отмечаем День прав человека? (10декабря.)

- Какой документ защищает права ребенка? (Конвенция о пра­вах ребенка.)

 - Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без ро­дителей? (Государство.)

 - До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет — так записано в конвенции.)

Откуда взялось такое название — Россия? В стародавние вре­мена нашу страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают ученые, произошло от слова «русло». Русло — это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русь — страна рек.

У северян, ближе к Северному Ледовитому океану, где солнце бывает реже и светит не так ярко, как на юге, «русью» называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», — говорят люди. Поэтому и спелую рожь кресть­яне называли «русой», человека со светлыми волосами — тоже русым.

Но еще русских называли россами. Отсюда и слово «рос­сияне», а страна — Россия. Такое название в языке закрепилось с XV в., когда русские стали объединяться в одно государство

Работа по учебнику

—  А вы являетесь гражданами России? (Да.)

—  А что это значит — быть гражданином? 

—  Проверьте свои предположения, прочитав об этом второй абзац на с. 164 учебника. (Гражданин исполняет законы го­сударства, имеет право на поддержку и защиту государства, а также право на управление страной.)

—  Выполним задание 1 на с. 60 рабочей тетради. 

—  А какие права вы еще имеете? (Высказывания детей.)

—  Узнаем подробнее об этом из текста на с. 164—165 учебника. (Ученики читают текст.)

—  О каких новых правах вы узнали?

—  А какие у гражданина есть обязанности? 

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выясним, что относится к правам, а что — к обязанностям, выполнив задание 3 на с. 61. Что из перечисленного от­носится к правам? (Охрана здоровья и медицинская помощь, получение образования, свободный выбор профессии.)

—  Что из перечисленного относится к обязанностям? (Защи­та Отечества, участие в управлении делами государства, уплата установленных законом налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.)

Беседа

—  Кто является главой нашего государства? (Президент.)

—  Кто является Президентом Российской Федерации? (Отве­ты детей.)

—  Прочитайте о Президенте и о Правительстве нашего го­сударства на с. 165—166. Что нового вы узнали из текста? (Ответы детей.)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

—  Выполним задание 2 на с. 61.

—  Кто является главой нашего государства? (Президент.)

—  Как называется парламент нашей страны? (Федеральное со­брание.)

—  Из каких двух палат он состоит? (Из совета Федерации и Го­сударственной думы.)

Домашнее задание с. 164—167, с. 62 №5 рабочей тетради.

Дополнительный материал Пословицы и поговорки о Родине

  • Береги землю родимую как мать любимую.
  • Главное в жизни — служить Отчизне.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Нет сына без отчизны.
  • Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • Родина — всем матерям мать.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.
  • У народа один дом — Родина.
  • Человек без Родины — что соловей без песни.

7 мая.

Тема: Славные символы России

Символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государ­ства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого госу­дарства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к госу­дарственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают.

В лю­бом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн

Работа с учебником.

с.  168- 174

Герб. Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе», что значит «на­следство». Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Их изображали на монетах, медалях и печатях древних государств и городов.  В русских гербах голубой цвет - символ красоты и величия, зеленый - изобилия, красный - мужества и храб­рости.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия с ордынскими полчищами на Кули­ковом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

У Советского Союза был другой герб, но сейчас Россия возвращается к своим прежним символам.

Флаг. Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали от­личать, какой отряд движется - свой или вражеский.

Каждый цвет имеет свое символическое истолкование, хотя в разных случаях оно различно. Желтый (золотой) чаще всего обозначает богатство страны, зеленый — плодородие ее полей, красный - героизм народа или кровь, пролитую в борьбе за свободу.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее фла­гу — ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность; если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается, как опозоренная.

Трехцветный флаг России учрежден первым российским импера­тором Петром Великим. ППозднее эти цвета стали истолковывать по-другому: белый считался выражением чистоты устремлений, синий обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Гимн. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» — восхвале­ние, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, ре­лигиозные, в честь выдающихся событий или героев.

«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый гимн СССР. Его впервые ис­полнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По результатам конкурса утвердили вариант поэтов СВ. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана на му­зыку композитора А.В. Александрова. В 1977 г. текст гимна был обнов­лен. В 1991 г. был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глин­ки. В 2001 г. принят обновленный текст гимна (ел. СВ. Михалкова, муз. А.В. Александрова).

Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государ­ственного флага, вручении наград, на церемонии официальных встреч и проводов представителей других государств. Гимн слушают стоя.

—  Какой смысл имеет изображение на гербе? {Россия распо­ложена в двух частях света — Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дра­кона, — готовность народа встать на защиту родной земли.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

 Выполните задания 1-3 на с. 62—64.

—  Когда появились флаги? (В глубокой древности.)

—  Какое старинное русское название флага? (Стяг.)

—  Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.)

—  Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.)

—  Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр I.)

—  Как можно объяснить символику цветов российского флага?

—  Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)

—  Когда мы отмечаем День Государственного флага Россий­ской Федерации? (22 августа.)

Домашнее задание: с. 168—174 учебника.

12 мая.

Тема: Такие разные праздники.

Открытие нового знания

  1. Беседа

—  А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо со­бытия.)

—  Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)

—  Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)

—  А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)

—  Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. 

—  Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».)

—  А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)

—  И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)

—  Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать мно­голетнюю традицию и указ самого Петра I? (Многие семьи обзавелись искусственными елками.)

—  А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)

—  А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цвет­ной бумаги, фольги, ниток.)

—  А какие новогодние традиции существуют в России? (Укра­шают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за празднич­ным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-ма­скарад и т. д.)

—  Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февра­ля — День защитника Отечества.)

—  А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-истори­ческие викторины и т. д.)

23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Вои­ны, защитники Отечества есть в каждой семье.

День защитника Отечества - праздник всенародный. Дома и на ра­боте, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества.

8 Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революцио­нерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.

Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.

9 Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Побе­ды поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех вои­нов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призы­ва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся воз­ложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воин­ских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.

1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех лю­дей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивили­зации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.

—  Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)

—  Какие еще вы знаете праздники?

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)

—  Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)

—  Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)

—  Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)

(Записать, выполняя задание 1 на с. 68.)

—  Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональ­ных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)

—  Какие праздники среди них можно выделить? (Государ­ственные.)

—  Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его истори­ческие традиции, символы.)

—  Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.

Домашнее задание с. 175—179 р/т с. 68-69 

Дополнительный материал

Новый год в разных странах

Япония. Утром 1 января все жители городов и сел выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми солнечными лучами японцы по­здравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками.

Вьетнам. Здесь Новый год встречают ночью. С наступлением суме­рек вьетнамцы разводят костры в парках, садах или на улицах, у костров собираются несколько семей. На углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды.

Монголия. Новый год в этой стране совпадает с праздником ското­водства, поэтому для него характерны спортивные состязания, проверки на ловкость и смелость. Так же как и народы Европы, монголы встре­чают Новый год у елки, к ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

Румыния. В новогодние пироги принято класть различные малень­кие сюрпризы — мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному пове­рью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.

Бирма. Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается фестивалем воды. На улицах городов и сел люди при встрече поливают друг друга водой из разной посуды. При этом никто не обижается: ведь обливание водой — своего рода пожелание счастья в новом году.

14 мая

Тема:  Путешествие по России

—  А теперь нам предстоит узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке. Для этого надо разгадать кроссворд.

  1. День торжества. (Праздник.) 2. Праздник 12 декабря. День ... . (Конституции.) 3. 23 февраля - День защитника ... . (Оте­чества.) 4. Праздник со слезами на глазах - День ... . (Победы.) 5. Одна из забав, которые ввел Петр I при праздновании Нового года - ... стрельба. (Пушечная.) 6. 8 марта - Международный ... день. (Женский.) 7. 12 июня - День ... . (России.) 8. 1 ... отмечали Новый год до Петра I. (Марта.) 9. Любимый праздник детворы -... год. (Новый.) 10. День учителя, День медика, День водителя, строителя. Это... праздники. (Профессиональные.) 11. День рожде­ния, свадьба, годовщина свадьбы. Это ... праздники. (Семейные.)
  • Какое же слово у вас получилось в выделенных клетках? (Путешествие.
  1. Дальний Восток.
  2. Сибирь.
  3. Урал

Работа по учебнику

с. 180- 185

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание Подготовить сообщение по одной  теме.

19 мая.

Тема:  Путешествие по России

  1. Север европейской части.
  2. Золотое кольцо России.
  3. По Волге.
  4. Юг России.

Работа по учебнику

Прочитать с. 186-193 

Работа в рабочей тетради с. 

Домашнее задание:  с. 193-203, подготовить сообщение по одной теме.

21 мая.

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение

(Ученики работают на с. 68 рабочей тетради, пользуясь учеб­ником (с. 216—219). По «Страничкам для самопроверки» оцени­вают свою работу. 

  1. Конкурс «Вспоминай-ка»

—  Какие события произошли?

  • 5 апреля 1242 г. (Ледовое побоище.)
  • 1480 г. {Разбита Орда на реке Угре.)
  • 1240 г. (Невская битва.)
  • 8 сентября 1380 г. (Куликовская битва.)
  • 2000 г. (Президентом России стал В.В. Путин.)
  • 1991 г. (Советский Союз прекратил свое существование.)

2. Конкурс «Счастливый случай»

  • Царь, который подписал манифест о крестьянской вольно­сти? (Александр II.)
  • Как звали князя, который навсегда освободил Русь от Орды? (Иван III.)
  • Какой царь ввел празднование Нового года с 1 января? (Петр I.)
  • Кто был последним русским царем? (Николай II.)
  • Как называется основной закон нашей страны? (Консти­туция.)
  • «Дети имеют право на особую заботу и помощь» — главная мысль какого документа? (Конвенции о правах ребенка.)

3. Конкурс «Заморочки из бочки»

  • На какие группы можно разделить все праздники?
  • Назовите символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)
  • Какая война называется отечественной?
  • Как называлась партия, которую возглавлял Ленин? (Пар­тия большевиков.)
  • От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (От восточных.)
  • Когда мы чествуем защитников Отечества? (23 февраля.)
  • Кто является главой нашего государства? (Президент.)
  • В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас? (Во всеобщей декларации прав человека
  • 4. Конкурс «Кто открыл, изобрел, создал?»
  • Кто предложил открыть первый университет? (Михаил Ло­моносов.)
  • Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)
  • Кто был первым русским царем? (Иван IV(Грозный).)
  • В каком русском городе был построен первый каменный кремль? (В Новгороде.)
  • Какой праздник отмечаем 9 мая? (День Победы.)
  • Что такое гимн? (Торжественная песня.)
  • Что такое конституция? (Основной закон)
  • Конкурс «Дата и событие»

(Даты можно заготовить на карточках.)

  • 1941. (Начало Великой Отечественной войны.)
  • 1917. (Революция.)
  • 1922. (Образование Советского Союза.)
  • 1939. (Вторая мировая война.)
  • 1957. (Первый спутник на орбите.)
  • 1991. (Распад Советского Союза.)
  • 1961. (Первый человек в космосе.
  • 6. Конкурс «Собери из букв слова»

ЛИМОВС (Символ.)

ТОРСДОУГСАВ (Государство.)

Домашнее задание: с.204 - 205 проект