Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»

Адрес457396, Российская Федерация, Челябинская область, Карталинский район, п. Новокаолиновый, Заводская, д. 6

Контакты администрации 83513396181 n-kaolin_school@mail.ru

Русский язык

Здравствуйте ребята и уважаемые родители! С 6 апреля занимаемся с детьми на платформе "Учи.ру" Дети заходят на сайт, вводят свой пароль и логин. На странице находят "задания от учителя" и решают. В рабочих тетрадях на печатной основе выполняют задания и высылают мне на почту или в группу , ученики должны учить правила по теме "Глагол" 

7 апреля с 16.00 до 16.25 запланирован 1 урок в виртуальном классе. Чтобы подключиться к уроку надо в чате нажать на ссылку,  которую я вам буду высылать ежедневно.

9 - 10 апреля  - запланирована проверочная работа. Решите обязательно.

 

6 апреля.

Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода."

Рассмотреть картину, составить план, написать сочинение.  с 87 упр. 178.

Выполнить проверочную работу № 2 на платформе "Учи.ру"

Д/З. р/т с.46-48

7 апреля.

Тема:  I-II спряжение глаголов настоящего времени.

На платформе "Учи.ру" прослушать онлайн-урок "Спряжение глаголов"

Рассмотреть таблицу на с. 88 - 89, сравните личные окончания глаголов I и  II спряжения в формах будущего и настоящего времени.

Упр. 180 - 183

Д/З. р/т с. 51-52

8 апреля

Тема:  I-II спряжение глаголов настоящего времени.

На платформе "Учи.ру" прослушать онлайн-урок "Спряжение глаголов"

Рассмотреть таблицу на с. 88 - 89, сравните личные окончания глаголов I и  II спряжения в формах будущего и настоящего времени.

Упр. 180 - 183

Д/З. р/т с. 51-52

Тема: Спряжение глаголов.

с. 83, упр. 169, с. 84, упр. 170. Правила с 81-82.

Д/З: р/т с. 42-43

9 апреля

Тема: Наши проекты. 

с. 92 (ответить на вопросы, решить задания)

Д/З. Проект "Пословицы и поговорки"

Тема: 2-лицо глаголов настоящего и будущего времени

Познакомиться с личным окончанием глаголов, рассмотреть таблицу, запомнить окончания, поработать над правилом.

с .85 упр. 171. Запомни в глаголах 2 лица  настоящего и будущего времени пишем на конце мягкий знак.

Выучить правило с. 85.

Выполнить проверочную работу 1 на платформе "Учи.ру"

Д/З. с. 45

10 апреля

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

с. 93 - 94 учебника.

Новый материал с 93 правило, с 94 правило.

Рассмотреть таблицу окончаний настоящего и будущего времени.

Познакомиться с правилом:  как определить спряжение глагола?

Уметь находить глаголы с безударными личными окончаниями, указывать лицо, число и спряжение.

Закрепление с. 94 упр.191(устно) , упр. 192, 193.

Д/З. с 95 упр. 194.

13 апреля

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

с. 93 - 94 учебника.

Новый материал с 93 правило, с 94 правило.

Рассмотреть таблицу окончаний настоящего и будущего времени.

Познакомиться с правилом:  как определить спряжение глагола?

Уметь находить глаголы с безударными личными окончаниями, указывать лицо, число и спряжение.

Закрепление с. 94 упр.191(устно) , упр. 192, 193.

Д/З. с 95 упр. 194.

14 апреля

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Учебник с.  94 - 95

Познакомиться со способом  определения спряжения глаголов по неопределённой форме.

Правильно писать безударные личные окончания глаголов, образовывать от любого глагола форму 3 лица, единственного числа, знать глаголы-исключения.

Упр. 195, с. 94 (правило)

Д/З. Правила с 94-95

15 апреля

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания глаголов?

Какие глаголы относятся к I спряжению? 

Какие глаголы относятся к II спряжению?

Упр. 197, 198.  

Д/З. Правила с 94-95, р/т с. 54-55

16 апреля.

Тема: Возвратные глаголы.

—  Прочитайте глаголы и сравните их.

умывает — умывается одевает — одевается моет — моется

—  Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а вторые — что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.)

—  Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)

—  Как могут называться такие глаголы? (Ответы детей.)

—  Прочитайте, как они называются, на с. 102 учебника.

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)

Работа по учебнику

Упр. 210 (с. 102).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся.)

—  Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть.)

Упр. 211 (с. 102)

Упр. 212 (с. 102-103).
Д/З. Упр. 213 (с. 103), правило с 102.

17 апреля.

Тема: Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

—  Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.

—  Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)

—  Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.

—  Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)

—  Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.) Сегодня мы познакомимся с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.

Упр. 216 (с. 104).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе? 

Упр. 217 (с. 104).

—  Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

—  Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

Правописание -тся и -ться в глаголах является орфограммой.

—   Прочитайте сведения о языке на с. 105.

Упр. 218 (с. 105), упр. 220 (с. 105).

Д/З. Упр. 219 (с. 105), правило с. 104

20 апреля.

Тема: Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

 Работа по теме урока. Работа по учебнику

Упр. 221 (с. 106).

—  Прочитайте задание.

—  Составьте первое предложение. Какую букву вы поставите на месте пропуска? Почему?

(По аналогии разбираются остальные предложения. Необходимо обратить внимание на однородные члены и сложные предложения.)

—  Как можно озаглавить текст?

—  Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 222 (с. 106).

Д/З.  Упр. 224 (с. 107).

21 апреля.

Тема: Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

Работа по теме урока. Работа по учебнику

Упр. 228 (с. 108)

—  Рассмотрите рисунки.

—  О чём будет рассказ? (О том, как дети вырастили собаку и подарили её пограничникам.)

—  Сколько частей будет в рассказе? (Три.)

—  Составьте предложения по первому рисунку.

—  О чём вы будете рассказывать во второй части? Составьте предложения.

—  Составьте предложения к третьему рисунку.

—  Расскажите получившиеся рассказы друг другу.

—  Озаглавьте свой рассказ. («Подарок пограничникам», «Юные помощники».)

—  Запишите рассказ.

Закрепление изученного материала 

Упр. 227 (с. 108).

Д/З. Найти  пословицы и поговорки с возвратными глаголами ( не менее 8 )

22 апреля

Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем вре­мени.

—  Прочитайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся.

Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

—  Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.)

—  В каком времени употреблены глаголы? Докажите. (В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?и имеют суффикс -л-.)

Работа по теме урока. Работа по учебнику

Упр. 229 (с. 109).

—  Назовите глаголы в прошедшем времени. По каким признакам вы их распознали?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 230 (с. 109).

—  Выполните письменные задания к упражнению. 

—  Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

—  Как изменяются глаголы в прошедшем времени единственного числа? (По родам.)

—  Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени единственного числа в женском роде? в мужском роде? в среднем роде?

Упр. 231 (с. 110).

—  Рассмотрите таблицу. Правильно ли вы назвали окончания глаголов прошедшего времени?

—  Поставьте вопросы к глаголам. Сравните окончания глаголов и вопросов. Сделайте вывод.

Упр. 232 (с.110).

Д/З. Упр. 233 (с. 111), с 110 правило.

23 апреля.

Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем вре­мени.

—  От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы в прошедшем времени.

Петь — он... — она... — оно.... Читать — он ... — она ... — оно .... Проспать - он ... — она... — оно ....

—  Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в мужском, женском и среднем роде?

Упр. 234 (с. 111).

—  Прочитайте каждую скороговорку по три раза, постепенно увеличивая темп.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Назовите глаголы, которые соответствуют указанной модели. (Насушила, пригласила, наварила.)

Упр. 235 (с. 111).

—  Прочитайте.

—  Назовите все знакомые орфограммы, которые встретились в тексте. Объясните их написание.

 Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 237(с. 112).

Упр. 238 (с. 112). 

-  Какой вы можете сделать вывод? (Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе - породам, по лицам они не изменяются.

Д/З. Упр. 236 (с. 112).

24 апреля.

Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Работа по учебнику. Упр. 239 (с. 113).

—  Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени? (Поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть, какой суффикс пишется перед -ть, такой же суффикс пишется перед суффиксом -л-.)

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

—  Правильный ли вывод вы сделали?

—  Запишите в словарик слово свобода, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

—  Найдите значение этого слова в толковом словаре.

—  Составьте предложение со словом свобода. 

Упр. 240 (с. 113).

Д/З. Упр. 241 (с. 114).

27 апреля.

Тема:  Подробное изложение повествовательного текста. Обобщение по теме «Глагол».

 Работа по теме урока

Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 241 (с. 114).

—  Прочитайте текст.

—  Определите его тему. (Олимпийские игры в Греции.)

—  Что нового вы узнали из текста?

—  Прочитайте вопросы к тексту.

—  Найдите в тексте ответ на каждый вопрос, прочитайте.

  1. Орфографическая подготовка, анализ предложений текста

—  Найдите в тексте известные орфограммы. Объясните их написание.

—  Объясните постановку знаков препинания.

     3. Пересказ текста

  1. Работа над изложение

Д/З. Упр. 241, (с. 114).

28 апреля.

Тема: Контрольное списывание по теме «Глагол»

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с те­традкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша про­гульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина запла­кала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

Грамматическое задание

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
  2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит

Д/З. Повторить правила по теме "Глагол"

29 апреля.

Тема:  Работа над ошибками, допущенными в списывании и при выполнении грамматического задания.

Учащиеся классифицируют свои ошибки 

Орфограммы

Количество ошибок

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

 

Парные согласные в корне слова

 

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нч

 

Разделительный мягкий знак

 

Разделительный твёрдый знак

 

Безударные падежные окончания имён существительных

 

Безударные личные окончания глаголов

 

Безударные падежные окончания имён прилагательных

 

Не с глаголами

 

Слова с непроверяемым написанием

 

Пропуск, замена букв

 

Всего ошибок

 

—  Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.

Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить следующее задание:

—  Напишите 10 глаголов, которые рассказывают о том, что вы делали, после того как вышли из дома и пошли в школу. Поставьте их в неопределённую форму.

Д/З. Упр. 242 (с. 114).

30 апреля.

Тема:  Обобщение по теме «Глагол»

 Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 243 (с. 115).

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  Как вы написали глаголы с частицей не? (Раздельно.)

—  Какие ещё орфограммы встретились в глаголах?

Упр. 244 (с. 115).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.

Упр. 245 (с. 116

Продолжение работы по теме урока

Объяснительный диктант

Следы

Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пёс. Рыжий хвост весело качался. Вдруг он замер. Выпал снег. Первый снег в жизни пса. Пёс чуть наклонил голову и прислушался к падению снежинок. Одна попала ему на нос и растаяла. Пёс мотнул головой и фыркнул. Не понравилось. Холодно. Пёс двинулся по снегу. Снег заскрипел под лапами. Пёс остановился и навострил уши. Тишина ему не понравилась. Он снова побежал по дорожке. Снова заскрипел снег. Пёс наконец понял. Он по­вернулся назад и начал разглядывать свои следы. Он смотрел, переступал с места на место и удивлялся новым следам.

Упр. 247 (с. 116).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Д/З. Упр. 246 (с. 116), составить устный (по желанию —письмен­ный) рассказ на предложенные в упражнении темы.

 6 мая.

Тема: Обобщение по теме «Глагол».

—  Прочитайте стихотворение.

Гости прыгали и пели,

После сели все в кружок —

Пили чай, конфеты ели

И хвалили пирожок.

 Был хорош пирог капустный,

Но куда вкусней другой:

Очень сдобный, очень вкусный,

С ярко-жёлтой курагой.

А потом играли в прятки,

В куклы, салки и лошадки.

А потом все вдруг ушли,

И мы с братишкой спать легли.

Е. Благинина

—  Прочитайте первое четверостишие. Найдите глаголы.

—  Что вы можете о них сказать? (Это глаголы прошедшего вре­мени, стоят во множественном числе.)

—  Выпишите из стихотворения по два слова на каждую орфо­грамму.

1) Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. (Хвалили, с братишкой.)

2) Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением. (Пиро­жок, капустный.)

3) Парный согласный в корне слова. (Прятки, лошадки.)

4) Безударные падежные окончания имён существительных. (В прят­ки, с братишкой.)

5) Безударные окончания имён прилагательных. (Капустный, сдобный.)

(Проверка. Рассматриваются все варианты ответов. Само­оценка.)

Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 248 (с. 117). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Какие буквы вставили на месте пропусков? Объясните по­чему.

—  Какой глагол вы подчеркнули? (Сияет.)

Упр. 249 (с. 117).

—  Какую букву напишете в слове полоскать в первом случае? Почему? (Букву о, проверочное слово полощет.)

—  Каким словом проверите слово поласкать в словосочетании поласкать ребёнка, какую букву напишете? (Ласка, пишем букву а.)

—  Закончите упражнение самостоятельно. (Проверка.)

Работа по учебнику

 Упр. 251 (с. 118).

—  Прочитайте текст.

—  О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

—  Выполните письменные задания к упражнению

Упр. 252 (с. 118).

—  Прочитайте темы для пейзажных зарисовок.

—  Составьте рассказ.

Д/З. Упр. 250 (с. 117).

7 мая.

 Тема: Обобщение по теме «Глагол». Р/р Подробное изложение повествовательного текста.

Работа по теме урока. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 253 (с. 119).

—  Прочитайте текст.

—  Определите его тему. (Старого охотника застиг в лесу по­жар. Он спасся благодаря зайцу.)

—  Какова основная мысль текста? О чём он? (О состоянии человека, который попал в беду, его переживаниях и чувстве благодарности по отношению к зверьку, который спас его от гибели.)

—  Озаглавьте текст.

  1. Обсуждение структуры текста, лексическая работа, орфогра­фическая подготовка

—  Определите, сколько частей в тексте. (Четыре.)

—  Прочитайте вводную часть. О чём в ней говорится? (Дед охотился в лесу, и неожиданно начался пожар.)

—  Какое предложение говорит о том, что пожар начался не­далеко от того места, где охотился дед?

—  Что значит «потянуло гарью»?

—  Озаглавьте эту часть. (Пожар. Неудачная охота.)

—  Назовите орфограммы в словах этой части.

—  Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? (Деду гро­зит опасность, и вдруг появляется заяц.)

—  Какие глаголы и в каком времени использованы в этой части?

—  Прочитайте слова, которые говорят, что дед устал.

—  Что значит «дым выедал глаза»?

—  Почему заяц еле волочил ноги?

—  Озаглавьте эту часть. (Опасность рядом.)

—  Назовите орфограммы в словах этой части.

—  Третья часть - самый напряжённый момент. Прочитайте её. О чём в ней говорится? (Старик испытывает состояние страха перед неминуемой гибелью, умоляет зайца бежать тише.)

—  Почему Ларион обрадовался зайцу, будто родному?

—  Прочитайте последнее предложение этой части. О чём оно говорит? (Дед испытывает сильный страх.)

—  Озаглавьте эту часть. (Дед бежал за зайцем.)

—  Назовите орфограммы в словах этой части.

—  Прочитайте заключение. О чём в нём говорится? (Заяц вы­вел деда из огня. Дед его вылечил и оставил у себя.)

—  Озаглавьте эту часть. (Спасение. Дед оставил зайца у себя.)

Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

Домашнее задание: Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол».

8 мая.

Тема: Проверка знаний по теме «Глагол»

Тестовая работа

  1. Укажите вопросы, на которые может отвечать глагол в не­определённой форме.

1) что делал?                              3) что делает?

2) что делать ?                           4) что сделать ?

  1. Спряжение — это:

1) изменение глагола по лицам и числам

2) изменение глагола по временам

3) изменение глагола по числам

4) изменение глагола по родам

  1. КI спряжению относятся глаголы:

1) на -ить (кроме брить, стелить)

2) брить, стелить

3) верить, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть

4) держать, гнать, дышать, слышать

  1. Укажите личное окончание глаголов II спряжения.

1) -ить                                       3) -ют

2) -им                                        4) -ете

  1. Суффикс -л- указывает на:

1) прошедшее время, мужской род

2) настоящее время

3) прошедшее время

4) неопределённую форму

  1. Укажите глаголы, в которых пишется мягкий знак.

1) умывает, хя                            3) слышаться

2) смеят.хя                                4) слушаеш..

  1. Найдите ошибки.

1) сижу - 1 -е лицо                      3) подают — 2-е лицо

2) покупал - 3-е лицо                  4) ходите - 2-е лицо

  1. У глаголов в настоящем времени можно определить:

1)лицо                                       3)род

2) число                                      4) спряжение

  1. Укажите верные утверждения.

1) Глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам.

2) У глагола в неопределённой форме нельзя определить спряжение.

3) Окончание -ешь имеют глаголы I спряжения во 2-м лице единственного числа.

 4) Глаголы множественного числа имеют окончание -и.

Работа с учебником

с. 120 " Проверь себя".

Д/З. Повторить словарные слова

12 мая.  

Тема: Контрольная работа  по теме «Глагол

Задание 1.

Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.

Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.

Задание 2.

Определи спряжение, выдели окончание глаголов 3-го лица, ед. числа.

Думаю, прилетит, поёшь, встретят, кричишь, летишь, запасают, строят, переливаются, светит, греет, радуешь.

Задание 3.

Вставь пропущенные буквы, запиши предложение.

Гром перекатыва • тся, грохоч • т, ворчит, рокоч • т, встряхива • т землю.

                                                                                                                             (К. Паустовский)

Задание 3

Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.

А) Мир стро • т, а война разруша • т.

Б) Хвастун и правду скаж • т – ему никто не повер • т.

В) Одной рукой узла не завяж • шь.

Г) Что посе • шь, то и пожнёшь.

Тестовые задания.

В каком глаголе пишется е?

А) команду • шь

Б) докладыва • шь

В) ненавид • шь

Г) крут • шь

В каком глаголе пишется и?

А) свар • шь

Б) дума • шь

В) стро • шь

Г) бега • шь

Найди ошибку в определении спряжения глагола.

А) горевать – II спр.

Б) кричать – II спр.

В) ненавидеть – II спр.

Г) спешить – II спр.

Найди глаголы прошедшего времени.

А) дымит

Б) плясал

В) печатает

Г) пилил

 Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.

А) Бегу быстрее тебя на стадион.

Б)  Не отказываемся убрать снег со двора.

В) Всегда спешим на помощь друзьям.

Г) Не достаю я до этого крючка!

Д/З. повторить правила по теме "Глагол"

13 мая.

Тема: Работа над ошибками. Повторение. Язык и речь

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 254 (с. 121).

—  Какие вопросы вызвали у вас затруднение? На какие вопросы вы забыли ответы?

Упр. 255 (с. 121).

—  Прочитайте.

—  Это диалог или монолог? Докажите. (Монолог. Рассуждает один человек.)

Упр. 256 (с. 121-122).

 Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 257 (с. 122).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

—  На какой вопрос отвечает текст-описание? (Какой?)

—  На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?)

Упр. 258 (с. 122).

—  Прочитайте текст.

—  О чём говорится в тексте? Какова его тема? (О планете Марс.)

—  Сколько в нём частей? (Две.)

—  Определите тип первой части. (Описание.)

—  Определите тип второй части. (Рассуждение.)

—  Как можно озаглавить этот текст?

—  Спишите, вставьте пропущенные буквы. (Проверка.)

—  Разберите по составу слово красноватую.

Домашнее задание Упр. 265 (с. 125).

14 мая.

Тема: Предложение и словосочетание.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 261 (с. 124).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

Упр. 262 (с. 124).

—  Прочитайте.

—  Докажите, что это предложение.

—  Как предложение обозначается на письме?

—  Назовите орфограммы, которые встретились в предложении.

—  Прочитайте предложение орфографическим способом.

Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику.

—  Подчеркните основу предложения. Можно ли её назвать словосочетанием? (Нет. Это нераспространённое предло­жение.)

—  Как выписать словосочетания из предложения? (1. Ставим вопросы от подлежащего. 2. Ставим вопросы от сказуемого. 3. Ставим вопросы от второстепенных членов.)

—  Выпишите все словосочетания из предложения

Упр. 263 (с. 124).

—  Прочитайте запись под цифрой 1.

—  Можно ли её назвать предложением? (Слова не связаны по смыслу, не выражают законченную мысль, значит, это не предложение.)

—  Составьте из слов предложение.

—  Составьте и запишите все предложения.

—  Прочитайте. Получился ли у вас текст?  (Да. Предложения связаны по смыслу, можно определить основную мысль текста, озаглавить его.)

—  Определите основную мысль текста и озаглавьте его.

—  Выполните разбор слова шерсти как части речи. 

Продолжение работы по теме урока

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: преду­предительный диктант (с. 89).)

—  Выпишите грамматическую основу предложений.

Мы подъехали к опушке леса. Перед нами раскинулась широкая по­ляна. Цвёл душистый клевер. Жужжали хлопотливые пчёлы. По травинке неторопливо ползёт зелёная гусеница.

Домашнее задание: с.126 упр.270.

15 мая.

Тема: Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина

Работа по теме урока

  1. Рассказ учителя об И.И. Шишкине

Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 г. в городе Елабуге в купеческой семье.

В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю казанскую гимназию. Полного курса так и не закончил.

В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живо­писи, ваяния и зодчества. После окончания курса талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств.

Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пей­зажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за работу «Вид в ок­рестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Вскоре И.И. Шишкину было присуждено звание академика. С этого времени начался наиболее плодотворный период твор­чества живописца. Были созданы картины «Рубка леса», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Утро в сосновом лесу», «Кора­бельная роща» и многие другие.

Умер И. И. Шишкин 20 марта 1898 г. в Петербурге.

  1. Работа по учебнику

Упр. 278 (с. 129).

—  Рассмотрите картину.

—  Прочитайте текст.

—  Какое впечатление произвела картина на И. Долгополова?

Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения на черновике.)

Домашнее задание: написать сочинение в чистовик.

18 мая.

Тема:  Состав слова.

—  Прочитайте текст.

Солнечные лучи залили ярк.. свет., весь двор. Повела курица своих дет., во двор. Один из них был странный. У него были коротк.. ножки и широк., носик. Ходил он медленно, переваливался с ножк.. на ножку. Заметил малыш воду и прямо в неё кинулся. Кури­ца крич.., крыль.. маш... Молоденьк.. петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни заорал хрипл., голоск... Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и всё поняла. Это ведь был утёнок.

—  Назовите пропущенные буквы. Объясните.

—  Спишите первое предложение. Выделите основу. Выпиши­те словосочетания

Самоопределение к деятельности

—  В какой части слова находятся пропущенные буквы? (В окончании.)

—  Какие ещё части слова вы знаете? (Приставка, корень, суф­фикс, основа.)

—  Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Состав слова.)

—  Какие задачи мы поставим перед собой? (Вспомнить, из ка­ких значимых частей состоит слово, какова их роль, поуп­ражняться в разборе слов по составу

 Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 279 (с. 130).

(Устная работа по вопросам учебника.)

—  Как выделить окончание в слове? (Изменить форму слова.)

—  Что такое окончание? (Часть слова, которая образует новые формы слова.)

—  Чем окончание отличается от приставки и суффикса? (При­ставка и суффикс служат для образования новых слов.)

—  Составьте алгоритм выделения частей слова.

Алгоритм выделения частей слова

  1. Определить часть речи.
  2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.
  3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.
  4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.
  5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов.

Упр. 280 (с. 130).

—  Назовите имена существительные, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.

—  Сделайте вывод: какими частями речи являются одноко­ренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)

 Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 281 (с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)

—  Какие суффиксы вы написали? Почему?

—  Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы про­веряли?

—  Какой частью речи является слово с пропущенной буквой

в окончании? (Глаголом.)

—  Как правильно написать безударное окончание глагола? 

—  Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.

Упр. 282 (с. 131).

—  Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.

1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суф­фикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)

2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)

3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)

4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глаго­ла 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием раз­делительный знак. (Вьют.)

—  Составьте рассказ о каждой части слова по плану.

  1. Название.
  2. Где находится в слове.
  3. Для чего служит.
  4. Примеры.

 

Домашнее задание Упр. 287 (с. 132).

19 мая.

Тема: 

Составление памятки

—  Составьте памятку «Правописание приставок и предлогов». 

ПРЕДЛОГ (пиши раздельно)

Исчез

ПРИСТАВКА (пиши слитно)

Работа по учебнику

Упр. 286 (с. 132).

—  Прочитайте текст.

—  Что вас поразило в описании кота?

—  Пользуясь памяткой, раскройте скобки и запишите текст. 

—  Какие слова вы написали слитно, а какие—раздельно? Почему?

—  Как вы думаете, что могло произойти дальше?

—  Запишите свой вариант продолжения текста.

Упр. 287 (с. 132).

—  Разберите по составу слово прехороший.

Продолжение работы по теме урока

Тестовая работа

  1. Найдите ошибку.

1) (у)нёс — слитно

2) (под)одеялом — раздельно

3) (с)лезли раздельно

4) (за)столом — раздельно

  1. Укажите неверное высказывание.

1) Предлог — это отдельное слово.

2) Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос.

3) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос кто?

4) Приставка служит для образования новых слов.

  1. Приставка по- есть в слове:

1) поджарка                                  3) повязка

2) поляна                                      4) посуда

  1. Укажите ряд, где во всех словах есть приставки.

1) (за)ехал, (за)дом, (за)гадка

2) (по)езд, (при)нёс, (пре)красный

3) (в)ьюга, (в)лез, (из)вестный

4) (от)летел, на(крыльцо), ис(пуг)

  1. Укажите ряд, в котором все слова пишутся раздельно.

1) (за)ехал, (с)лез, (от)нёс

2) (по)тонул, (во)круг, (от)окна

3) (об)рыв, про(кота), из(золота)

4) (к)лицу, (под)замком, (на)окне (Проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: с. 133 упр. 290

20 мая.

Тема:  Части речи.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 295 (с. 135).

Часть речи

Что обозначает

На какие вопросы отвечает

Постоянные грамматиче­ские признаки

Непостоян­ные грам­матические признаки

 

 

 

 

 

Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику

Упр. 298 (с. 136).

—  Прочитайте текст.

—  Что отражено в заголовке — тема или основная мысль? (Тема.)

—  Найдите строки, в которых заключена основная мысль. (Быть честным — долг каждого человека, а не заслуга.)

—  Сколько частей в тексте?

—  Прочитайте первую часть. Что в ней главное? (Костя отдал старушке кошелёк, который она выронила.)

—  Назовите орфограммы в этой части.

—  Найдите предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

(Аналогичная работа проводится по каждой части, составля­ется план текста.)

Примерный план

  1. Мальчик отдал кошелёк старушке.
  2. Обида
  3. Быть честным — долг, а не заслуга.

—  Напишите текст так, как вы запомнили. 

- Запишите по пять слов в каждый столбик.

Имя сущест­вительное

Имя прилага­тельное

Глагол

Наречие

Предлог

 

 

 

 

 

Домашнее задание Упр. 296 (с. 135)

21 мая.

 Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 299 (с. 137).

—  Прочитайте словосочетания.

—  Назовите части речи.

Упр. 300 (с. 137).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Какие буквы нужно написать на месте пропусков? Почему?

—  Слова какой части речи в единственном числе изменяются по родам? (Имена прилагательные.)

—  Выполните письменные задания к упражнению. 

Упр. 302 (с. 137).

—  Прочитайте имена существительные 1 -го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

—  Прочитайте имена существительные 2-го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

—  Прочитайте имена существительные 3-го склонения. Какие буквы вы написали на месте пропусков в этих словах?

Домашнее задание Упр. 302 (с. 137), упр. 305 (с. 138).

22 мая.

Тема:  Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 310 (с. 140).

—  Прочитайте текст.

—  Определите тип текста. (Повествование.)

—  Назовите тему текста. (Кот играл с пробкой резиновой лодки.)

—  Какова его основная мысль?

—  Озаглавьте текст. («Доигрался», «Страшная лодка».)

  1. Составление цитатного плана, орфографическая подготовка

—  Сколько частей в тексте? (Три.)

—  Прочитайте и озаглавьте первую часть. (Кот грыз резиновую пробку лодки.)

—  Найдите орфограммы в словах этой части.

—  Разберите слова (из) резиновой лодки как части речи. 

—  Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (Лодка долго ещё свистела и рычала.)

—  Найдите орфограммы в словах этой части.

—  Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Кот ещё долго смо­трел на лодку.)

—  Что значит «тяжёлым галопом»?

—  Найдите орфограммы в словах этой части

Продолжение работы по теме урока

Пересказ текста

Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

Домашнее задание Упр. 311 (с. 140)